Нужно ли говорить с детьми о войне? Я думаю, театру, литературе, да и семье это делать необходимо. Тем более сейчас, когда на детей выливают потоки ура-патриотизма, наряжают в пилотки и обвязывают георгиевскими ленточками. Сегодня как никогда нужно донести до ребенка, что война — это не игра в солдатики, не парады и не крутой боевик. Это реальная смерть, кровь и страдания. Но при этом оставаться на территории детства и оперировать доступными ребенку образами и понятиями.

"Ленинградка", Театр им. Образцова

Задача трудная, и не удивительно, что таких спектаклей у нас — раз, два и обчелся. Тем ценнее то, что имеем. Борис Константинов, новый главный режиссер Театра кукол имени Образцова, восстановил здесь свой петербургский спектакль «Ленинградка», получивший в свое время две «Золотые маски». Как и «Сталинградская битва» Резо Габриадзе, он рассказывает о войне с точки зрения крошечного, незаметного для человека существа — ленинградского домового, который пытается спасти девочку, чья мама погибла во время бомбежки. Оставшись одна, она прячется в шкафу, постепенно замерзая и теряя силы от голода, а домовой топит печку, разбирая паркет, и пытается достать хоть немного еды у спекулянтки-крысы. А однажды раздобудет к Новому году целый мандарин из утонувшей в Ладоге машины с фруктами, которая шла в блокадный Ленинград по Дороге Жизни.

"Ленинградка", Театр им. Образцова

Спектакль этот уникален не столько самой историей, которая местами выглядит не очень понятной, сколько ее воплощением. Тут мастерски соединены документальная хроника, постановочные съемки и собственно кукольный план. Так что трудно иногда бывает определить, где реальность, а где вымысел. Трогательный домовой, который появляется возле настоящего ленинградского парадного, выглядит абсолютно достоверно. Так что начинаешь верить и всему остальному, что с ним происходит. Спектакль мастерски передает мироощущение ребенка, попавшего в «страшную сказку о войне». Тут бродят по пустым улицам жуткие персонификации Голода и Холода, кукла, до войны говорившая лишь «ма-ма», встает к станку на заводе, сделанная ею бомбочка сокрушается, что не попала в цель, а леший с зелеными волосами глушит спирт в память о погибших бойцах.

"Ленинградка", Театр им. Образцова

Во второй части спектакля домовой отправляется на фронт искать папу девочки, и вот тут начинается настоящая фантасмагория. Вроде бы погибший отец оживает — и то ли в фантазиях, то ли в какой-то иной реальности — спешит на помощь дочке. Финал остается открытым: кто из героев выжил, а кто нет — уже не так важно. Важнее помнить о том, что случилось, и не допускать новых войн, которые в спектакле маячат на горизонте красным ядерным взрывом…

Расскажите друзьям:
Расскажите друзьям: