Как и обещали, начинаем публикацию работ, победивших на конкурсе рецензий Детского Weekenda «Золотой Маски». И первым будет самый младший участник и победитель конкурса — Петр Эрлих, очень живо описавший свои впечатления от иммерсивного спектакля «Школа сна» Вячеслава Игнатова и Марии Литвиновой в Центре драматургии и режиссуры.
«Спектакль начинается в фойе театра. Все зрители слышат звонок и появляется девушка с необычной взлохмаченной причёской во всем белом, а белый халат подозрительно напоминает халат врача. Она сообщает, что мы пришли на семинар по засыпанию, то есть прямо сейчас, на спектакле, мы будем учиться спать! Это было моё первое удивление: как же так? Обычно на спектакле спать от зрителя не требуется, скорее, наоборот, важно не заснуть. Но потом я понял, что это такая шутка. После вступительного слова, зрителей пригласили в зал. А до этого попросили снять обувь и надеть поверх своей одежды белую рубашку из вафельного полотенца. И на кого мы стали все похожи? На пациентов больницы, не иначе.
Зал не назовёшь обычным театральным залом. Сцены нет совсем, на полу матрасики, а зрители не садятся на стулья, а встают по периметру зала. Если посмотреть бы на нас сверху, то стоим мы по периметру прямоугольника. Ассистенты представляют профессора, который будет сейчас проводить свой семинар. Его зовут профессор Сергей Семёнович Храпонян. Открывается занавес и оказывается, что профессор спит! Только спит он стоя, потому что на сцене мы видим его как бы лежащего в кровати, вид сверху. И когда он просыпается и подходит к нам поближе, становится понятно, что сцена и зал тут смешаны: зрители тоже участвуют в спектакле. Профессор очень смешной. Он тоже в белом халате, похож на типичного сумасшедшего профессора. Он уверяет, что знает о сне всё, и что мы сейчас обязательно заснём, как только он применит к нам свои методики. Профессор обращается к зрителям напрямую, кого-то просит ответить на вопрос, к кому-то подбегает сам. Мы смотрели спектакль на следующий день после международного дня сна, и об этом профессор тоже не забыл сказать! Мы слушали о том, как спят разные звери, потом колыбельную, потом сказку! Моего папу он назвал коалой! По команде профессора зрители бегали, чесали друг другу спины, ложились, закрывали глаза.
Это первый мой спектакль, на котором можно спокойно лежать на полу или прямо бухаться на пол – он же мягкий! А когда с балкончика стали падать подушки, мы устроили бой, это было классно! Мы смеялись почти всё время! После этого профессор рассказал и показал нам сказку «Спящий красавец», которую, видимо, тут же и сочинил. Сказка была о том, как в одной семье родился мальчик, родители устроили пир и позвали всех соседей кроме старой соседки снизу. А она обиделась и прокляла мальчика тем, что, когда он понюхает фломастер, он заснёт навсегда. Родители перепугались и выбросили всё, чем можно рисовать, но мальчик пошёл в школу и там встретил детей, которые … нюхали фломастеры! С мальчиком ничего не случилось, потому что это была просто соседка снизу, а никакая не злая волшебница! Такая история, очень смешная, после которой, конечно, никто не заснул.
(рисунок автора)
Но вдруг погас свет, куда-то вниз провалился профессор и пропали ассистенты, и прямо из пола у меня перед глазами выросли синие деревья и повалил дым, в котором стало не очень хорошо всё видно. Стало так страшно, что я заплакал. А до этого одна девочка из зрителей всё время плакала, а тут она начала как-то жутко хохотать. От этого мне стало ещё страшнее. Маме пришлось даже взять меня на руки. Вместо ассистентов появились боги сна, но я потом узнал, что актёры те же, и эти боги начали спрашивать профессора «Кто ты такой?», а он всё кричал «Что происходит?», они переодели его и увели с собой. Мне показалось, что увели в свой мир, из которого он уже никак не сможет вернуться назад, он остался там, во сне, где ему удалось, наконец, вырастить редиску. А напоследок он сказал только: «Не проспите свою жизнь, это самое главное!». Вообще-то я всегда встаю очень рано, постараюсь не проспать. Мне бы хотелось ещё раз встретиться с профессором и поговорить с ним наедине. Почему, интересно, ему так хотелось вырастить именно редиску? И что там, под полом в зале? Зрителям уже пора было уходить, а они всё аплодировали и кричали «Молодцы!». После спектакля мы перешли в соседний зал, где проходила встреча с писателем Ниной Дашевской. Она сказала очень правильно, что в театре всё может быть ненастоящим, кроме зрительских эмоций. И на спектакле «Школа сна» я убедился, что даже страшно может быть по-настоящему, хотя за секунду до этого ты смеялся!
Петя Эрлих, 7 лет
20 марта 2018г.