В то время, как многие столичные театры находятся в поиске современных пьес и прозы для детей и подростков, в Центре драматургии и режиссуры на Беговой выпустили премьеру по повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» (режиссер Татьяна Тарасова), выросшую из дипломного спектакля учеников Владимира Меньшова во ВГИКе. Согласитесь, не самый очевидный выбор материала, адресованного сложной и капризной аудитории 12+. Но это только кажется.
Даже сегодня, при неоднозначном отношении к личности Аркадия Гайдара невозможно не признавать его писательского таланта. Ведь он создал произведение, породившее реальное общественное движение среди подростков. Прекрасная и светлая идея, воплощенная тимуровцами: делать добрые дела по секрету, тайком; практически библейский посыл. И именно это тонко и чутко прописано в постановке, которая максимально освобождена от советской идеологии и нравоучений. Играется спектакль вчерашними студентами ВГИКа радостно, смешно, искренне и очень азартно. А тон всей истории задает реальный текст письма юного Аркадия Гайдара ( Голикова) к отцу, которое звучит в самом начале спектакля.
«…Папочка, я знаю, что некоторые присылают винтовки с фронта в подарок кому-нибудь. Как это делается? Может, можно как-нибудь и мне прислать, уж очень хочется, чтобы что-нибудь на память о войне осталось. Полковник Аркадий Голиков. Христос Воскресе. Крепко целую». В этом письме обозначена территория всего спектакля. Про отцов и детей, про войну (и ту, которая была, и ту, что еще впереди ), про время ( такое странное детское желание: иметь что-то на память о войне), про наивную, безграничную любовь.
А еще эта история про полет. Здесь летают самолеты: настоящие и бумажные, образуя шлейфом звезду на небе; летают влюбленные, звезды, парашюты; поются песни про летчиков под живой аккордеон, а герои спектакля то и дело пытаются взобраться (взлететь) под колосники сцены. В это ускользающее, предпоследнее мирное лето, здесь – под Москвой, на одной абсолютно счастливой даче — все одеты в белые одежды. Лишь изредка возникают красные «кровавые» пятна ( то полотенце, то ведро) – словно тревожные вестники скорой беды
От взгляда на афишу спектакля, возможно, у кого-то пробежит холодок по спине. Это черно-белое фото: поле из огромного количества лежащих, застывших в разных позах детей. И на долю секунды закрадывается сомнение: живые или мертвые?
В финале Тимур, приготовившись к полету под «голубым куполом» (сцена утопает в волнах настоящего парашюта), читает еще одно письмо: «Надо любить войну, она учит ценить и любить жизнь…». Страшные, непонятные слова. Но, возможно, они как раз про отчаянное и страстное желание жить.
Подборки по теме: 10 спектаклей для мальчишек