В конце прошлого сезона сразу два московских театра выпустили спектакли о призраках. Театр на Малой Бронной представил свою версию известной повести Оскара Уайльда «Кентервильское привидение», а Мастерская Петра Фоменко сыграла страшно-смешную комедию «Завещание Чарльза Адамаса, или Дом семи повешенных», написанную специально для фоменок драматургом-сатириком Сергеем Плотовым.
По странному совпадению обе премьеры выпустили хореографы: «Привидение» на Бронной поставил Алексей Фроленков («Тайна старого Шкафа»), а «Чарльза Адамса» в Мастерской – Олег Глушков («Синяя синяя птица» в Театре Наций, «Все о Золушке в Московском театре мюзикла).
Оба спектакля большой формы, оба невероятно талантливы в музыкальном плане: на Бронной за музыкальное оформление отвечал композитор Алексей Шелыгин, известный своими замечательными работами в театре и кино; в Мастерской музыку сочинили лидеры рок- группы СЛОТ: певица Дария Ставрович (Нуки) и гитарист Сергей Боголюбский, создавшие удивительно атмосферные композиции (музыкальный альбом к спектаклю можно смело выпустить как независимое произведение). Обе постановки, несмотря на тематику, наполнены сочным юмором. А в случае с Мастерской – это не просто смешно, а смешно до слез.
Но на этом параллели заканчиваются. Визуально это абсолютно полярные постановки, хотя обе вдохновлены винтажными комиксами. Но у фоменок – это мир черно-белого кино с ироничным налетом первых фильмов ужасов и забавной готической эстетикой с ее мрачными шутками и безумными персонажами ( художник-постановщик Вадим Воля, художник по костюмам Ольга-Мария Тумакова).
Спектакль на Бронной ( художник-постановщик Вера Никольская), напротив, полон ярких красок и отсылает к пестрым картинкам старинных комиксов и рекламного искусства 50-ых годов прошлого столетия; так что от готических мотивов Уайльда здесь нет и следа).
Сюжет «Кентервильского привидения» сохранен практически без изменений, с той лишь разницей, что действующих лиц в спектакле в два раза меньше. Вместо лорда Кентервиля, продавшего потомственный замок семье американцев, здесь действует управляющий мистер Говард. Как выясняется в финале, именно он и есть истинный дух (призрак) нашего времени – хитрый, ловкий делец, мечтающий выжить «пришельцев» из Нового Света, снести замок и построить на его месте развлекательный центр.
Трехчасовой спектакль в Мастерской смотрится даже не на одном дыхании, а на одном вдохе (выдохнуть просто забываешь): настолько увлекательно, азартно, смешно и неожиданно. Здесь герои влюбляются на кладбище, покойники вываливаются из гроба, симпатичная семья из семи мертвецов живет, как ни в чем не бывало, среди живых, а гигантские совы в клетчатых костюмах играют на электрогитарах. Но это только на первый взгляд может показаться, что подобный сюрреалистический трэш для фоменок с их фирменным легким дыханием – дело противоестественное. Вовсе нет! Ведь сам Петр Наумович был «чудовищным хулиганом» и наверняка лукаво улыбался бы в пышные усы, смотря этот спектакль.
Но за нарочито эксцентричной манерой игры, за упоительными танцами, за уморительными цитатами из мирового и отечественного кинематографа (только и успевай распознавать) авторы спектакля прячут, как в кроссворде, ответы на серьезные вопросы: кто мы? кто нами управляет? в чем смысл случая?
Формально театр ставит возрастное ограничение 16+ из-за сцен убийства и самоубийства. Звучит угрожающе, но выглядит невиннее «Ромео и Джульетты». Так что на деле постановка абсолютно точно «зайдет» подросткам 13+.