Центр драматургии и режиссуры в последнее время стал настоящим местом силы детского театра. Здесь выходят интереснейшие премьеры, появляются новые имена, неожиданные названия и формы: то спектакль-комикс, то перформанс, где нет сцены и зала, а все зрители располагаются на огромной кровати, то инсценировки по Гайдару. Этой осенью в репертуаре театра появились еще две детские постановки: «Записки Черномора» и «Птишка». С подробностями — СВЕТЛАНА БЕРДИЧЕВСКАЯ и АНАСТАСИЯ АРЕФЬЕВА.
Записки Черномора 8+
ЦДР на Беговой
«Для вас, души моей царицы, красавицы, для вас одних. Времен минувших небылицы, в часы досугов золотых…». Так начинаются мемуары колдуна Черномора. Он давно на пенсии, но о былых своих подвигах не прочь вспомнить. Это он когда-то рассказал Пушкину историю Руслана и Людмилы, а поэт просто записал ее со слов очевидца событий. Настал и наш черед послушать, как же все было на самом деле…
Постоянный резидент Центра драматургии и режиссуры театр «Трикстер» создал постановку «Записки Черномора» по поэме Пушкина «Руслан и Людмила», где повествование ведется от лица главного злодея.
По словам режиссера Вячеслава Игнатова, он хотел сделать очень простой спектакль с одним актером. Но признался: задуманное не получилось! Сергей Мелконян, исполнитель роли Черномора, действительно единственный профессиональный актер на сцене. Но! Остальные роли отданы на растерзание публике: взрослым и детям. Побыть Людмилой в жемчужном ожерелье или одним из соперников Руслана, скачущем на разудалом коне – настоящий подарок для любого зрителя. Но и всем остальным достанутся роли — рабов Черномора, которые будут расчесывать гигантскую бороду карлика гигантскими расческами.
Простым спектакль не назовешь и визуально. Здесь и театр теней, и анимация, и всевозможные трюки, и игра со светом, и невероятно изобретательные, роскошные костюмы от сестер Ольги и Елены Бекрицких. А также забавные придумки (разбавляющие оригинальный текст поэмы, сохраненный здесь практически целиком), которые так искренне нравятся детям: будь то драка Людмилы со слугами Черномора с приемами карате или воскрешение Руслана и превращение его в яростного Кинг- Конга. Или пародия на компьютерную игру, когда Руслан пытается освободить возлюбленную из плена, имея в запасе несколько жизней. Все это может показаться довольно фривольным обращением с классикой. Но не стоит забывать: сам Пушкин слыл хулиганом, а поэма изначально задумывалась с элементами пародии. Поэт намеренно иронически принижал благородные образы, вставлял шуточные и гротескные детали. Поэтому и спектакль по духу близок к первоисточнику. Здесь словно отражается образ самого Пушкина: балагурный, насмешливый и чувственный. Сергей Мелконян – актер с мощнейшим темпераментом, равным «бури и натиску», тем не менее, бережно и нежно вкладывает в своего персонажа черты искренне и безответно влюбленного, страдающего человека.
Рассказ окончен. Черномор очередной раз побежден, но сам он снова и снова наполняется мучительной тоской, и его финальный монолог звучит пронзительно, почти горько: «Душа, как прежде, каждый час полна томительною думой, но огнь поэзии погас».
«Кто же такой Черномор?» — спрашиваю я после спектакля маленькую зрительницу. «Муж Людмилы», — не раздумывая отвечает та.
ПТИШКА 6+
ЦДР на Соколе
Спектакль «Птишка» в постановке Таисии Каныгиной – история о маленькой девочке с крыльями вместо рук, которая в какой-то момент улетает от своих приемных родителей, а те отправляются на ее поиски.
Неизвестный в России рассказ современной голландской писательницы Йоке Ван Леувен «Пип!» поставлен молодой командой ЦДР и решен в родной для этого театра стилистике саундрамы. Спектакль то и дело превращается в настоящее мюзик-холльное действо, наполненное живыми звуками причудливых инструментов.
Непохожая ни на кого девочка-птица, которая выбрала для себя имя «Птишка», в спектакле – тряпичная кукла, которой управляет актер. Ее особость – не только в крыльях за спиной и неумении говорить (она лишь пищит), а в том, что с ней почти невозможно установить душевный контакт. Она – странное и часто раздражающее своей чудаковатостью существо. Но трогательно смешную семейную пару, которая решает стать родителями Птишки, эта особость ребенка нисколько не смущает. Единственное, что их задевает и заставляет грустить, – что Птишка улетела, не попрощавшись с ними…
Художник спектакля Екатерина Витковская придумала сюрреалистичный мир: где кружатся вокруг своей оси веревочные лестницы, ночью восходит овальная луна, а в конце спектакля из распашных дверей на героев вываливается целая лавина блестящих белых яиц.
В финале герои получают от улетевшей девочки бесценный подарок – белоснежные крылья. «Она улетела, когда я перестал бояться», – поймет все папа Тинэ. Он больше не будет сердиться на свою Птишку и предложит жене «Давай строить гнездо!».
Фотографии — Василь Ярошевич (с)