В Московском театре кукол перед открытием сезона прошла вторая лаборатория МТК.Next, где молодые актеры пробовали свои силы в создании самостоятельных эскизов. Её снова курировали режиссер Наталья Пахомова и театральный критик Алексей Гончаренко. Эта форма работы уже показала хорошие результаты — по итогам первой лаборатории в репертуар вошли сразу три новых спектакля для подростков: «Мучные младенцы» Энн Файн, «Умник» по повести Мари-од Мюрай и «Кэрролл без Алисы» про сложные взаимоотношения художника со своим внутренним «я».

Новые эскизы тоже были для тинейджеров и взрослых: первый вечер прошел под знаком 12+, второй — 18+. Актерам, играющим все больше зайчиков и белочек, явно хотелось серьезного разговора. И это желание, тоска кукольника по взрослому материалу, даже нашла прямое отражение в одном из эскизов. В «Короле Лире» Наталья Пахомова соединила жесткий док — сплетни в гримерке, с отрывками из трагедии Шекспира, которую упрямо сам с собой репетирует заслуженный артист (Лев Бобышев тут практически играет самого себя) – под насмешки молодых коллег, с подручным реквизитом из детских спектаклей. Но из этих незатейливых проб прорастает настоящая драма актера, который всю жизнь мечтает сыграть своего Лира, но вряд ли дождется этого.

В качестве своего «шекспира» Евгений Ильин выбрал «Минотавра» Дюрренматта, эффектно изобразив превращение человека в парнокопытное чудовище в зеркальном лабиринте. Артист Областного театра кукол Николай Мигов вообще решился на «Человека-подушку» МакДонаха — жуткую историю с отрезанными детскими пальчиками, убийствами и полицейскими пытками. Впрочем, в исполнении игрушечных пупсов сказки писателя Катуриана напоминали скорее детскую страшилку, чем реальный хоррор, но все же вряд ли такое название в ближайшее время появится в каком-нибудь театре кукол.

Более реалистичным выглядел эскиз Ивана Федосеева: он представил два отрывка по текстам Рэя Бредбери об отношениях человека и искусственного разума. Причем, людей тут играли куклы, а андроидов — живые актеры. Эскиз пока получился не очень внятным, но сама проблематика, на наш взгляд, весьма перспективна.

В блоке 12+ источником серьезных тем для разговора стали современные книжки от издательств «Самокат», «Белая ворона» и «Розовый жираф». Режиссер Наталья Лебедева поставила отрывок из графического романа Алексея Олейникова «Соня из 7 Буээ» о девочке-подростке, которой жизнь вокруг кажется адом. Природу комикса художник эскиза Алла Шелимова пыталась передать с помощью плоских картонных кукол. Но при этом существование актеров казалось слишком бытовым для этого жанра, а активный живой план затмевал работу с объектами.

В этом смысле более удачным получился эскиз по книге Давида Гроссмана «С кем бы побегать», где внимание привлекали прежде всего выразительные куклы: древней старухи, молодеющей на наших глазах, снимая одну за другой маски, или огромной собаки, которая кажется живой, хотя из-за технической накладки она осталась «без голоса». Причем, всех многочисленных героев романа тут играют всего два актера: Александр Шадрин и Оксана Ильчук.

Молодой артист Александр Шадрин, перешедший в МТК из Пермского театра кукол, вообще оказался человеком-оркестром, он был занят в четырех работах из 12. В эскизе Оксаны Ильчук «Мой внутренний Элвис» по книге Яны Шерер он не только мастерски управлял куклами-маппетами, но и очень убедительно изображал короля рок-н-ролла, играя на гитаре. А в зажигательном цирковом кабаре по мотивам «Золотого теленка» Ильфа и Петрова вместе с Иваном Федосеевым осваивал акробатические трюки.

Самым классным визуалом на лаборатории отличился «Доклад о медузах» по книге Али Бенджамина, где главная героиня (Екатерина Бодрова) исследует обстоятельства гибели своей подруги и обвиняет во всем ядовитых медуз, хотя чувствует виноватой себя. Тут таинственных обитателей моря изображали обычные полиэтиленовые пакеты, но их замедленный танец завораживал красотой.

А самым креативным и необычным по жанру стал, как ни странно, эскиз по рассказу Чехова «Устрицы». Тут морские гады ни на кого, к счастью, не нападают. История о голодающем мальчике, который впервые увидел устриц, решена в формате кулинарного шоу. Зрителей первого ряда приглашают на сцену, и пока они что-то режут и натирают, ведущий (Дмитрий Заставный) читает чеховский текст в сопровождении теневых иллюстраций на экране. Нам показали всего 15 мин, но интересно, чем бы закончился спектакль, учитывая трагическую роль этих моллюсков в жизни Чехова: ведь известно, что после смерти его тело было привезено из Германии в Россию в вагоне для устриц.

Еще два реальных исторических лица появились в эскизе «Трэверс vs Дисней» по мотивам фильма «Спасти мистера Бэнкса». Александра Капустина и Дмитрий Заставный продолжили работу, начатую на прошлой лаборатории. Тут ушлый мультипликатор Дисней пытается получить у Памелы Трэверс права на экранизацию «Мэри Поппинс», но сталкивается с сопротивлением, граничащим с безумием. За спаррингом двух великих людей следить очень увлекательно – поневоле сочувствуешь каждому, да и артисты работают замечательно. Но в этот раз, мне кажется, эскиз еще больше отдрейфовал в сторону драматического театра: кукольного и объектного там осталось всего ничего.

Как и в коллективном женском эскизе, где восемь артисток с азартом и на разные лады изображали Агафью Тихоновну из «Женитьбы» Гоголя. У этого эскиза нет никаких претензий на превращение в полноценный спектакль. Но где как не на лаборатории можно расправить плечи, похулиганить, выкинуть что-то такое, что никогда не повторишь на сцене, но что дает заряд бодрости и адреналина на предстоящий год работы.

С началом сезона, дорогой МТК!

Расскажите друзьям:
Расскажите друзьям: